Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Ориентировочный размер СЗЗ определяется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на время проектирования и ввода в эксплуатацию объекта в зависимости от класса опасности предприятия (всего пять классов опасности, с I по V).
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 классифицирует промышленные объекты и производства:
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 классифицирует промышленные объекты и производства тепловые электрические станции, складские здания и сооружения и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, относящиеся к объектам I—V классов опасности, и предприятия, являющиеся источниками воздействия на атмосферный воздух и не регламентированные СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства здания и сооружения для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства): нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.
К числу основных нормативных документов, определяющих общий порядок осуществления санитарно-эпидемиологического нормирования, можно отнести:
К основным нормативно-методическим материалам, определяющим порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов организации санитарно-защитной зоны, относятся следующие документы:
Разработка проекта организации санитарно-защитной зоны включает следующие основные этапы:
Задание на разработку проекта организации санитарно-защитной зоны должно содержать:
Пояснительная записка к проекту организации санитарно-защитной зоны должна включать:
Для объектов I и II классов опасности в дополнение необходим проект Оценки риска.
В состав проекта организации санитарно-защитной зоны должны входить следующие табличные материалы:
В пояснительной записке к проекту организации санитарно-защитной зоны необходимо представлять следующие графические материалы:
Санитарно-защитная зона (СЗЗ). Перечень исходных данных для разработки проекта СЗЗ.
Для разработки проекта организации санитарно-защитной зоны используются и затем включаются в состав проекта следующие исходные данные:
За полноту, достоверность и обоснованность исходных данных, послуживших основой для разработки проекта, а также за своевременное представление специализированной (проектной) организации изменений (дополнений) к исходным данным (техническому заданию), несет ответственность Заказчик.
Задание на разработку проекта организации санитарно-защитной зоны, подготовленное проектной организацией - исполнителем, согласовывается с Заказчиком и при необходимости с префектом административного округа. Разработанный проект организации санитарно-защитной зоны согласовывается с ФБУЗ «ЦГиЭ» в г.Москве или Московской области (в зависимости от территориальной принадлежности объекта) и утверждается Управлением Роспотребнадзора в г. Москве/Мос.области в составе:
После получения Решения от Управления Роспотребнадзора об утверждении границ СЗЗ для объекта, орган власти передает сведения в ЕГРН для дальнейшего внесения границ в ЕГРН.
Пересмотр проектов организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ) производится при изменении установленных гигиенических нормативов воздействия на окружающую среду или при изменении уровня воздействия на окружающую среду производственных объектов. В случае изменения технологических процессов, объемов производства и других факторов, меняющих уровень воздействия на окружающую среду, производится корректировка проекта СЗЗ в составе разрабатываемой проектной документации (на реконструкцию, техническое перевооружение и др.).
Временное сокращение объема производства не является основанием к пересмотру принятой величины санитарно-защитной зоны для максимальной проектной или фактически достигнутой мощности производства.
Для объектов, не включенных в санитарную классификацию, ширина санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае решением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя.
Размеры санитарно-защитных зон для предприятий I и II классов санитарной классификации могут быть изменены по решению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя.
Размеры санитарно-защитных зон для предприятий III, IV и V классов санитарной классификации могут быть изменены по решению Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ 2001 г.)
Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (в ред. Федеральных законов от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ).
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, (в ред. Федеральных законов от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ) — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 500 рублей; на должностных лиц — от 500 до 1000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ).
Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ) — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей; на должностных лиц — от 2000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 20000 до 100000 рублей.
Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; на должностных лиц — от 4000 до 5000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 4000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от 40000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц — от 30000 до 40000 рублей (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 2000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).