+7 (495) 777-84-50
многоканальный

Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

   ООО "ЭкоТехПром групп" - одна из сильнейших компаний по разработке и согласованию проектов СЗЗ в Московском регионе.

 

   Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

    По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Ориентировочный размер СЗЗ определяется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на время проектирования и ввода в эксплуатацию объекта в зависимости от класса опасности предприятия (всего пять классов опасности, с I по V).


СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 классифицирует промышленные объекты и производства:

  • промышленные объекты и производства первого класса I — 1000 м;
  • промышленные объекты и производства второго класса II— 500 м;
  • промышленные объекты и производства третьего класса III— 300 м;
  • промышленные объекты и производства четвертого класса IV— 100 м;
  • промышленные объекты и производства пятого класса V— 50 м.


СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 классифицирует промышленные объекты и производства тепловые электрические станции, складские здания и сооружения и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них.


      Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, относящиеся к объектам I—V классов опасности, и предприятия, являющиеся источниками воздействия на атмосферный воздух и не регламентированные СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.


      В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.


       Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны
промышленного объекта или производства здания и сооружения для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства): нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.


Нормативно-методическое обеспечение разработки проекта СЗЗ.


К числу основных нормативных документов, определяющих общий порядок осуществления санитарно-эпидемиологического нормирования, можно отнести:

  1. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
  2. Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.  Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554.
  3. Постановление Правительства РФ№222 от 03.03.2018 г. "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (с изменениями и дополнениями).

К основным нормативно-методическим материалам, определяющим порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов организации санитарно-защитной зоны, относятся следующие документы:

  1. Постановление Правительства РФ №222 от 03.03.2018 г. "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (с изменениями и дополнениями).
  2. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)
  3. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в городе Москве.
  4. Постановление правительства Москвы от 16.10.2001 N 929-ПП.Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятии. - М.: РЭФИА, 1998. - 86 с.

 

Этапы разработки проекта СЗЗ


Разработка проекта организации санитарно-защитной зоны включает следующие основные этапы: 

  • составление и согласование задания на разработку проекта;
  • разработка проекта организации СЗЗ;
  • согласование проекта организации СЗЗ.

 

Задание на разработку СЗЗ


Задание на разработку проекта организации санитарно-защитной зоны должно содержать:

  • отраслевую специфику и технологическую характеристику производств;          
  • санитарную классификацию объекта, для которого разрабатывается проект организации СЗЗ;
  • описание градостроительной ситуации территории в пределах нормативной (по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) и фактической СЗЗ;
  • перечень и порядок сбора исходных данных;
  • градостроительные требования к организации СЗЗ, установленные в соответствии с документацией о градостроительном зонировании территории.

 

Пояснительная записка к проекту организации санитарно-защитной зоны должна включать:

  • Общие сведения о предприятии.
  • Анализ функционального использования территории в районе расположения предприятия.
  • Краткую характеристику природно-экологических особенностей территорий.
  • Оценку ранее выполненных расчетов границ СЗЗ.
  • Расчет СЗЗ по фактору загрязнения атмосферного воздуха.
  • Расчет СЗЗ по фактору шумового воздействия.
  • Расчет СЗЗ по прочим факторам негативного воздействия.
  • Анализ водопотребления и водоотведения.
  • Образование производственных отходов.
  • Мероприятия по снижению негативного воздействия на среду обитания.
  • Обоснование границ СЗЗ по совокупности показателей.
  • Мероприятия по планировочной организации и благоустройству СЗЗ.
  • Организацию санитарно-гигиенического контроля на границе СЗЗ и на территории жилой застройки, прилегающей к СЗЗ.
  • Табличные материалы.
  • Графические материалы.

Для объектов I и II классов опасности в дополнение необходим проект Оценки риска.


В состав проекта организации санитарно-защитной зоны должны входить следующие табличные материалы:

  • Баланс территории предприятия.
  • Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.
  • Анализ результатов расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере.
  • Концентрация загрязняющих веществ в расчетных точках (на границах СЗЗ, в жилой застройке).
  • Содержание загрязняющих веществ в стоках.
  • Перечень объектов озеленения.
  • Рекомендуемый ассортимент деревьев для озеленения СЗЗ.
  • План-график мероприятий по сокращению негативного воздействия на окружающую среду
  • План-график выполнения мероприятий по организации, благоустройству и озеленению территории.
  • Программа проведения замеров в контрольных пунктах.

 

В пояснительной записке к проекту организации санитарно-защитной зоны необходимо представлять следующие графические материалы:

  • Схему функционального использования территории в районе расположения предприятия.
  • Генеральный план предприятия.
  • Карта-план в XML формате (с координатами поворотных точек границы СЗЗ).
  • Схему размещения источников выбросов и загрязнения атмосферного воздуха (существующее положение и прогноз).
  • Схему размещения источников шума, вибрации, ЭМИ, радиации и зоны их воздействия (существующее положение и прогноз).
  • Схему по установлению границы СЗЗ.
  • Схему планировочной организации СЗЗ.
  • План благоустройства и озеленения СЗЗ.
  • Схему размещения постов санитарно-гигиенического контроля.
  • Основной масштаб выполнения графических материалов 1:2000. В зависимости от площади объекта (объектов) возможно использование масштаба 1:5000 - 1:10000.

 

Санитарно-защитная зона (СЗЗ). Перечень исходных данных для разработки проекта СЗЗ.

Для разработки проекта организации санитарно-защитной зоны используются и затем включаются в состав проекта следующие исходные данные:

  • Топографический план с линиями градостроительного регулирования в М 1:2000 (представляется ГУП "Мосгоргеотрест").
  • Генплан предприятия с нанесенными существующими строениями и указанием перспективного строительства в М 1:500 (представляется предприятием).
  • Правоудостоверяющий документ на землепользование (представляется предприятием).
  • Реквизиты предприятия (представляются предприятием).
  • Проект нормативов предельно допустимых выбросов (в настоящее время это - расчеты НДВ) и результаты последнего ведомственного контроля соблюдения нормативов; в случае отсутствия проекта/расчетов - данные инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ (предоставляются предприятием). При отсутствии воздухоохранной документации представляются паспорта на вентиляционные системы и газоочистные установки, на генплан предприятия наносятся точки расположения выхлопов вентиляционных систем.
  • Проект нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС, а ныне НДС); в случае отсутствия проектов - копии договоров с ГУП "Мосводосток", ГУП "Мосводоканал" и соответствующие декларации; разрешение на спецводопользование (представляются предприятием).
  • Шумовые паспорта вентиляционных систем и оборудования (представляются предприятием).
  • Гигиенические паспорта источников ионизирующего излучения, электромагнитного излучения и т.п. (представляются предприятием).
  • Характеристика разрешенного и намечаемого строительства (представляется предприятием).
  • Показатели теплоснабжения - существующее положение и на расчетный срок (представляются предприятием)
  • Данные по транспорту предприятия (представляются предприятием)
  • Характеристика источников сточных вод (представляется предприятием).
  • Количество воды, забранной из водных объектов (водопроводных систем других предприятий), использованной и переданной другим организациям, с указанием на соответствующий договор с ГУП "Мосводоканал" (представляется предприятием).
  • Справка о фоновых концентрациях загрязнения атмосферного воздуха (представляется отделом экологических расчетов и справок Росгидромет).

 

За полноту, достоверность и обоснованность исходных данных, послуживших основой для разработки проекта, а также за своевременное представление специализированной (проектной) организации изменений (дополнений) к исходным данным (техническому заданию), несет ответственность Заказчик.

 

Порядок рассмотрения и согласования проекта СЗЗ.

 

Задание на разработку проекта организации санитарно-защитной зоны, подготовленное проектной организацией - исполнителем, согласовывается с Заказчиком и при необходимости с префектом административного округа. Разработанный проект организации санитарно-защитной зоны согласовывается с ФБУЗ «ЦГиЭ» в г.Москве или Московской области (в зависимости от территориальной принадлежности объекта) и утверждается Управлением Роспотребнадзора в г. Москве/Мос.области в составе:

  • установленной проектом границы СЗЗ (представленной на схеме в М 1:2000 и сопровождаемой текстовым описанием трассировки границы по восьми румбам);
  • плана-графика мероприятий по реализации проекта.
  • карта-планом с координатами поворотных точек для ЕГРН.


После получения Решения от Управления Роспотребнадзора об утверждении границ СЗЗ для объекта, орган власти передает сведения в ЕГРН для дальнейшего внесения границ в ЕГРН.

Пересмотр проектов организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ) производится при изменении установленных гигиенических нормативов воздействия на окружающую среду или при изменении уровня воздействия на окружающую среду производственных объектов. В случае изменения технологических процессов, объемов производства и других факторов, меняющих уровень воздействия на окружающую среду, производится корректировка проекта СЗЗ в составе разрабатываемой проектной документации (на реконструкцию, техническое перевооружение и др.).


Временное сокращение объема производства не является основанием к пересмотру принятой величины санитарно-защитной зоны для максимальной проектной или фактически достигнутой мощности производства.


Для объектов, не включенных в санитарную классификацию, ширина санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае решением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя.


Размеры санитарно-защитных зон для предприятий I и II классов санитарной классификации могут быть изменены по решению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя.


Размеры санитарно-защитных зон для предприятий III, IV и V классов санитарной классификации могут быть изменены по решению Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.

 

Система штрафов за отсутствие проекта СЗЗ

 

Кодекс РФ об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ 2001 г.)


Статья 6.3.
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (в ред. Федеральных законов от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ).

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, (в ред. Федеральных законов от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ) — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 500 рублей; на должностных лиц — от 500 до 1000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.


Статья 8.1.
Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ).

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ) — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей; на должностных лиц — от 2000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 20000 до 100000 рублей.


Статья 8.21.
Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; на должностных лиц — от 4000 до 5000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 4000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от 40000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).


Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц — от 30000 до 40000 рублей (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).


Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 2000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

Как закаказать?
ООО «ЭкоТехПром групп»
По телефону
+7 (495) 777-84-50
многоканальный
Напишите нам

Где мы работаем?

Москва Московская область
Проведем комплекс мероприятий по разработке и согласованию разрешительной природоохранной документации в различных контролирующих органах (Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Департамент Природопользования и Министерство экологии и природопользования.)

Какая экологическая документация должна быть в вашей организации?

Мы проконсультируем и поможем вам с необходимыми документами.

Узнайте в WhatsApp